23 января 2020 в 09:57

Тайны огранки: измерения и пропорции круглого бриллианта – в поисках идеальной формулы


Красота заключается в пропорции частей.
Поликлет Старши

https://i.pinimg.com

Долгое время ювелирные полифемы пытались изваять бриллиантовую галатею. Много было сломано копий в спорах и предложено различных формул. Но каждая история о пропорциях и величинах всегда начинается с рулетки геммолога – микроскопа.

 

Кольца Pomellato Nuvola

http://www.thejewelleryeditor.com

Измерения – вот тот фундамент, на котором созидается здание пропорций любого драгоценного камня. Экспертное заключение ведущей мировой геммологической лаборатории GIA также построено на этом основании.

 

Louis Vuitton, серьги-пусеты Les Ardentes, центральный камень 0,2 карата

http://www.thejewelleryeditor.com

Самым первым объектом изучения пропорций стал бриллиант круглой огранки. Одним из самых важных параметров такого камня является его диаметр. Диаметр измеряется по длине линии, проходящей через центр камня и соединяющей две противоположные точки его рундиста. С учетом того, что даже хорошо ограненный камень никогда не бывает совершенно круглым, измерения производят в нескольких разных точках, отмечая наименьшие и наибольшие данные. После чего высчитывает усредненное значение.

https://www.gia.edu

Усредненные значения используются также для других параметров бриллианта: размера площадки, глубины камня, высоты короны, глубины павильона.

 

Отдельные параметры бриллианта нельзя рассматривать в отрыве друг от друга: гармоничные пропорции служат гарантией не только безупречного внешнего вида, но и прекрасного оптического представления, демонстрируемого камнем.

 

Jade Tradu, составное помолвочное кольцо Astor из белого золота, центральный бриллиант массой 0,5 карат

http://www.thejewelleryeditor.com

Ниже приведены некоторые наиболее важные категории, определяющие качества огранки.

 

1. Общая глубина камня в %

Отношение высоты, проведенной от площадки до калетты к среднему диаметру называется общей глубиной камня в %.

https://www.gia.edu

Формула

Отношение общей глубины в % = (глубина : среднее значение диаметра) х 100%

 

2. Размер площадки в %

Отношение среднего значения четырех измерений расстояний между противоположными вершинами восьмиугольника площадки к среднему значению диаметра бриллианта, выраженное в процентах, называют размером площадки в %.

https://www.gia.edu

Формула:

 

Размер площадки в % = (средняя величина длины площадки : среднее значение диаметра) х 100%

 

Эта грань должна быть средней по размеру.  Слишком маленькая площадка приведет к увеличению дисперсии (разложение белого света на спектральные цвета) при снижении блеска, а слишком большая – увеличит блеск за счет дисперсии, что также не приемлемо.

 

Часы и брошь в форме камелии от Chanel, коллекция Cristal Illusion

https://2luxury2-fw79xuz8ihfc3ku.netdna-ssl.com

3. Пропорции отдельных граней короны по отношению к общей высоте короны

 

Например, прилегающие к площадке бриллианта треугольные грани (фасеты «звезды»/star facets) не должны быть слишком длинными или короткими по отношению к общей высоте короны.

https://www.gia.edu

4. Углы короны и павильона

Для углов короны и павильона существуют наиболее оптимальные, поддержанные математическими вычислениями и эмпирическом опытом показатели (32-36° для короны, например).

https://www.gia.edu

Значение угла павильона также оказывает существенное влияние на внешний вид лицевой части бриллианта. Например, крутые углы павильона могут создавать темные участки под площадкой ограненного камня.

https://www.gia.edu

5. Высота короны в %

Отношение высоты короны бриллианта (от плоскости площадки до верхней части рундиста) к усредненному значению диаметра бриллианта, называется высотой короны в %.

https://www.gia.edu

Формула

 

Высота короны в % = (средняя высота короны : средний диаметр рундиста) х 100%

 

6. Глубина павильона в %

Отношение глубины павильона бриллианта к среднему значению диаметра бриллианта называется – глубина павильона в %

https://www.gia.edu

Формула

 

Глубина павильона в % = (среднее значение глубины павильона : среднее значение диаметра рундиста) х 100%

 

7. Длина клиньев павильона, которые рассматриваются с учетом общей глубины нижней части бриллианта.

https://www.gia.edu

Слишком короткие или слишком длинные парные клинья павильона оказывают негативное влияние на узор граней бриллианта, а также на направления движение света внутри камня.

 

8. Толщина рундиста относительно среднего размера диаметра бриллианта, выраженная в %.

 

Толщина рундиста представляет собой ближайшее расстояние между самой низкой точкой верхней части рундиста и самой высокой точкой нижней части рундиста (визуально выглядят как самые тонкие места).

https://www.gia.edu

Для вычисления этой пропорции, толщину измеряют минимум в 8-ми местах.

 

Градация описаний толщины рундиста включает категории:

  • -чрезвычайно тонкий,
  • -очень тонкий,
  • -тонкий,
  • -средний,
  • -немного толстый,
  • -толстый,
  • -очень толстый,
  • -чрезвычайно толстый.

 

Тонкий рундист нередко влечет недолговечность бриллианта: камень может быть поврежден при закрепке и в процессе ношения в украшении. Толстый рундист прячет «лишний вес» бриллианта, однако портит игру света в камне. Равно и тонкий, и толстый рундисты снижают категорию при оценке качества огранки.

 

Ничего не может быть прекраснее рундиста с четкими верхними и нижними линями, образующими так называемые «зубцы».

https://www.gia.edu

Два особых приема –  painting и digging out – позволяют мастеру модифицировать рундист, уменьшая или увеличивая углы примыкающих к нему граней.

 

Painting  – это уменьшение углов верхних и/или нижних граней, которое ведет к утончению рундиста в определенных зонах.

 

Painting короны бриллианта

https://www.gia.edu

Painting павильона бриллианта

https://www.gia.edu

Digging out – обратная painting операция. Углы верхних и/или нижних граней увеличиваются делая ребра плоскостей короны или павильона более явными.

 

Digging out короны бриллианта

https://www.gia.edu

Digging out павильона бриллианта

https://www.gia.edu

Оба типа изменений помогают подчеркнуть корону бриллианта и/или его павильон и используются для того, чтобы сохранить вес бриллианта, усилить его блеск, подчеркнуть рисунок отдельных граней.

 

 Painting и digging out –довольно сложные операции, оказывающие сильное воздействие на качество огранки камня.

 

9. Размер калетты описывается как ширина ее граней и, в отношении круглого бриллианта, ее габариты соотносятся с усредненным диаметром камня. 

https://www.gia.edu

Обычно калетту описывают, применяя следующие категории:

  • -отсутствует,
  • -очень маленькая,
  • -маленькая,
  • -средняя,
  • -немного большая,
  • -очень большая,
  • -чрезвычайно большая.

 

Идеально, когда у грань калетты отсутствует, что иногда именуется у продавцов «заостренная калетта». Крупная калетта отрицательно сказывается на внешнем виде лицевой части бриллианта, особенно на его узоре, снижая качество огранки.

 

Помолвочное кольцо с круглым бриллиантом 10,60 карат, созданное Harry Winston

http://www.thejewelleryeditor.com

Вопрос о том, какие пропорции являются идеальными для круглого бриллианта неоднократно возникал в истории ювелирного дела. Современными геммологами также неоднократно предпринимались попытки к созданию универсального совершенства (не только для круглого бриллианта, но и для других форм тоже).

 

Chaumet, удлиненные серьги из коллекции Splendour

http://www.thejewelleryeditor.com

В разные эпохи и в разных странах идеальные стандарты претерпевали всевозможные модификации. В последнее столетие поиски касались прежде всего формулы идеального круглого бриллианта.

https://www.dragondiamondsltd.com

1. Стандарт Марселя Толковского, разработанный в 1919 году, стал первой математической моделью, учитывающей как блеск, так и дисперсию камня.

https://www.capetowndiamondmuseum.org

«Идеальная» модель Толковского не была такой уж совершенной. Изначальный проект указывал общее направление, не приняв во внимание несколько аспектов бриллиантовой огранки.

 

Так как каждая грань потенциально влияет на путь световых лучей, то все фасеты нужно рассматривать в комплексном взаимодействии. Важно рассчитывать путь света во внутренней и во внешней части бриллианта, учитывая трехмерную систему координат. Бриллианты должны обладать высочайшей симметрией, так как свет может попадать в них под разными углами. Эти факторы в дальнейшем привели к необходимости улучшений результатов Толковского, пересчету эффектов при других пропорциях и немного ином внешнем виде камня.

 

Boucheron, кольцо из коллекции Hiver Impérial из белого золота и осиновой древесины, центральный камень 2,55 карат

http://www.thejewelleryeditor.com

Еще одним важным моментом стало то, что Толковский не исследовал путь света, который более, чем дважды отражался в бриллианте. Однако, известно, что внешний вид камня зависит от пути множества световых лучей, которые постоянно отражаются более двух раз в бриллианте. И хотя предсказания ученого полезны в объяснении оптимального оптического представления бриллианта, но они не являются достаточно полными в соответствии с современными технологическими стандартами. 

 

Кольцо для помолвки Graff с грушевидным камнем

http://www.thejewelleryeditor.com

Поэтому сейчас указания Толковского, революционные для своего времени, не являются однозначным решением проблемы поиска оптимальных пропорций для огранки круглого бриллианта.

 

Кулон Boodles Sophie

http://www.thejewelleryeditor.com

2. «Идеальный бриллиант» Jonson и Roesch 1929 года стал еще одной попыткой изваять драгоценную Галатею. В формуле учитывался только вертикально падающий свет, наклонные лучи остались без внимания, что привело к очевидному снижению общего блеска камня.

 

Кольцо Fusion из коллекции, созданной Nina Koppel в 1987 году для Georg Jensen

http://www.thejewelleryeditor.com

3. «Practical fine cut» 1939 года, чествовавшаяся в Германии и ряде других стран Западной Европы стала результатом не только математических вычислений, но и эмпирических наблюдений. В 1969 году стандарты претерпели незначительные изменения.

 

Серьги Boodles Sophie в платине с серым перламутром и бриллиантами 

http://www.thejewelleryeditor.com

4. Модель совершенного круглого бриллиант от Parker, представленная в 1951 году, в настоящее время также устарела: его пропорции влекут недостаточный блеск камня.

 

Кольцо из коллекции The Cowherd and the Weaver от Strenzhorn, вдохновленное китайской легендой о любви и Млечном Пути

http://www.thejewelleryeditor.com

5. Бриллиант Eulitz 1968 года представляет собой еще одну математическую модель. Исторически это единственный стандарт, указывающий толщину рундиста.

 

Chanel, серьги Signature Dangling

http://www.thejewelleryeditor.com

6. Новая математическая модель была разработана Bruce Harding в 1970 году.

 

7. Более современные стандарты приняты Accredited Gem Appraisers (AGA). Однако эти модели часто подвергаются критике из-за чрезмерной строгости.

 

Кольцо Lyla’s Bow от Vanleles

http://www.thejewelleryeditor.com

Перечисленный список является далеко не исчерпывающим, так как геммологические лаборатории разных стран выдвигали впоследствии несогласованные друг с другом модели и стандарты. В настоящее время большинство групп используют компьютерное моделирование и специальные микроскопы, чтобы выбрать определенную огранку. 

http://mannishboy.me

Наиболее трезво прозвучали слова ученых из GIA, которые пришли к выводу, что «не существует определенной группы пропорций, гарантирующей идеальный внешний вид бриллианта», а также что «выбор конкретного камня из группы одинаковых по качеству подчас зависит от местных вкусов и личных предпочтений».

 

Браслет от Strenzhorn из коллекции The Cowherd and the Weaver

http://www.thejewelleryeditor.com

Если не существует универсальных для любого типа сырья идеальных типов пропорций, как же оценить огранку конкретного драгоценного камня? Какими критериями руководствоваться? И, наконец, какие характеристики можно принять за эталон?

 

Ожерелье из бриллиантов Голконды 1890 года (общий вес превышает 200 карат), коллекция  Низама Хайдерабада

http://www.thejewelleryeditor.com

Продолжение следует…

 

OlyS специально для Lumerie

Все статьи
Caption
Title
Text
Задайте свой вопрос
Наш менеджер свяжется с вами
Еmail
Телефон
Спросите о том, что вас интересует
Получите оправу в подарок

Любая оправа из золота 585/750 пробы или платины из нашего каталога,
или предложенная Вами в подарок от Lumerie при заказе бриллианта массой от 0.5 карат