30 ноября 2021 в 13:09

Микромозаика: от истоков до наших дней (часть 3)

Всем доброго дня. Сегодня третья и завершающая часть длинного рассказа про микромазаику.

Кастеллани

Рассказ о микромозаике был бы неуместен без обсуждения огромного влияния, которое оказал Кастеллани на эту форму ювелирного искусства. Кастеллани была самой известной "археологической" ювелирной фирмой XIX века. Компания была основана в 1814 году в Риме Фортунато Пио Кастеллани (1794-1865). В 1850-х годах Фортунато передал управление фирмой двум своим сыновьям, Алессандро (1824-1883) и Аугусто (1829-1914).

Фирма специализировалась на ювелирных изделиях, вдохновленных археологическими находками того времени, особенно итальянскими. Они не фокусировались на каком-то одном периоде, а производили украшения под влиянием или копированием всех периодов итальянской истории. Они работали преимущественно с золотом. В 1875-81 годах Аугусто перечислил и описал эти периоды как "хронологическую коллекцию работ ювелиров, выполненных в Италии в различные периоды ее истории, воспроизведенных и выставленных в восьми ящиках".

Их мастерская, расположенная на фешенебельной площади Пьяцца ди Треви, состояла из ряда комнат, заполненных до отказа исчерпывающей коллекцией итальянских изделий, не только золотых, но и керамических, бронзовых и терракотовых. Посетители переходили из одной комнаты в другую, восхищаясь обширной коллекцией, и в конце концов попадали в последнюю комнату, заполненную работами фирмы.

Увлечение всем итальянским для Кастеллани имело глубокие корни в Рисорджименто, популярном движении в Италии в XIX веке. С XVI века Италия была разорвана и оккупирована различными европейскими странами, включая Францию, Испанию, Австрию и другие. К XIX веку по всей стране ощущалось общее недовольство, и среди итальянцев росло движение за воссоединение страны. Кульминацией этого стало создание Королевства Италия в 1861 году. Это было не только политическое, но и литературное, художественное и идеологическое движение, стремившееся подчеркнуть величие итальянской культуры и истории. Рисорджименто в переводе с итальянского буквально означает "Восстание вновь".

Один из выставочных залов студии Кастеллани на площади Пьяцца ди Треви, La Sala Degli Ori Moderni (Зал современной золотой работы)

Кастеллани стремились использовать прошлое как источник вдохновения в своих украшениях, чтобы "создать визуальное представление о прогрессе цивилизации в Италии, заканчивая современностью". В этом убеждении использовать ювелирные украшения как средство продвижения итальянской гордости и мастерства к Фортунато присоединился его хороший друг Микеланджело Каэтани, герцог Сермонета (1804-1882). Каэтани был представителем итальянской аристократии, который, как и Фортунато, был убежден в необходимости создания нового типа ювелирных изделий, вдохновленных различными периодами итальянского искусства. Они оба считали, что микромозаика является идеальным средством для изучения искусства средневекового периода.

Микеланджело Каэтани был ответственен за многие эскизы этих новых микромозаик.

Другим важным источником влияния Кастеллани была их дружба с русским графом Василием Дмитриевичем Олсуфьевым (1796-1858), ученым и экспертом по раннехристианскому искусству.

Тематика

Микромозаики , созданные в мастерской Кастеллани, отличались по тематике и технике от других, создававшихся в то время. Вдохновением для них служили, прежде всего, мозаики, найденные в раннехристианских и византийских церквях. Многие из их работ включали греческие или латинские надписи.

На интерес к раннему церковному искусству повлияла обширная серия реставрационных проектов, которые в это время осуществлял Папа Пий IX (1792-1878) в Риме и папских государствах.

Другим источником вдохновения, хотя и не итальянским, стала недавняя публикация мозаик в Святой Софии в Константинополе. В 1847-49 годах пара швейцарских итальянских архитекторов, Гаспаре и Джузеппе Фоссати, которые также были братьями, получили заказ от султана Абдулмецида на восстановление мечети. Они открыли невероятные мозаики, которые ранее были скрыты. Впервые появились цветные литографии, позволяющие изучить эту невероятную византийскую церковь, превращенную в мечеть в середине XV века. Влияние на ювелирные изделия Кастеллани можно увидеть в многочисленных микромозаиках, вдохновленных или скопированных с этих литографических пластин.

Типичными сюжетами для изделий Кастеллани были изображения Христа, Девы Марии, агнца Божьего, символы четырех евангелистов, христианские эмблемы, латинские и греческие надписи, а также различные крестообразные узоры.

Не только тематика, но и техника исполнения отличалась от предыдущих микромозаик. Вместо того чтобы полировать все изделие для достижения ровной и гладкой поверхности, Кастеллани предпочитали намеренно оставлять поверхности неровными. В мастерских оставляли тессеры на разной высоте. Это делалось для того, чтобы поймать свет и заставить произведение сверкать. Этот сверкающий и переливающийся эффект был усилен использованием большего количества золотых тессер для выделения и часто в качестве фона многих из этих бляшек. Более широкое использование золота и неровные поверхности были напрямую заимствованы из раннехристианских и византийских мозаик, в которых использовались те же приемы.

Однако следует отметить, что фирма не полностью отказалась от использования гладких поверхностей, их современные интерпретации "средневекового периода" по-прежнему используют полированные плоские поверхности, которые часто встречаются в их изделиях с латинскими и греческими надписями.

Еще одним новшеством, использованным в изделиях Кастеллани, было применение золотых или серебряных клуазонов для выделения или очерчивания предмета. В бухгалтерских книгах компании эти клуазоны называются fettucine (ленты).

Техника, часто встречающаяся в эмалевых работах, была использована Кастеллани в микромозаиках как средство выделения изображения или надписи. В табличках с надписями они создавали слово из контрастного цвета, а затем очерчивали его серебряным или золотым клуазоном на одноцветном мозаичном фоне. Общий эффект был гораздо более мощным и заметным благодаря использованию серебряных или золотых клуазонов.

Микромозаика в золотой броши с изображением греческой надписи, Кастеллани, ок. 1860-х гг.
Брошь "Павлин" из микромозаики и золота, Кастеллани, ок. 1870 г.

Микромозаичные пластинки Кастеллани обычно помещались в роскошные и чрезвычайно богатые золотые оправы, которые часто украшала эмаль. Оправы состояли из бисерной проволоки или канатов и фланкировались булавками, пальметтами или другими мотивами, навеянными классическим или средневековым периодом.

Брошь из микромозаики с изображением "Агнца Божьего", Кастеллани, ок. 1860 г.

Они также отказались от изогнутых тессер, которые были популярны у таких художников, как Луиджи Кавальере Моглиа и Антонио Агуатти. Она была популярна, поскольку придавала реалистичность более ранним произведениям XIX века.

Фирма Кастеллани выступала за использование тех же геометрических форм тессера, которые использовались в ранних церковных мозаиках. Цель ранних мозаик заключалась в создании божественных композиций, которые уводили зрителя за пределы реальности.

Обильное использование золота в этих ранних мозаиках было добросовестно использовано, чтобы вызвать благоговение у сидящего или стоящего внизу человека. Богатство и блеск этих изображений должны были ослепить зрителя, и Кастеллани, вероятно, стремился вызвать подобные чувства в этих миниатюрных шедеврах.

Фирма добилась успеха, решив отойти от старых сюжетов и техник. Эти ранние произведения, вдохновленные христианством, были чрезвычайно популярны. Микромозаики Кастеллани высоко ценились в то время и внесли большой вклад в славу и престиж фирмы.

Кастеллани производили не только микромозаики с христианской тематикой, они также создавали работы, вдохновленные другими популярными археологическими мотивами того времени, такими как мотивы Ассирии и Египта, поскольку они также были чрезвычайно модными и очень продаваемыми.

В 1927 году знаменитый магазин Кастеллани на Пьяцца ди Треви навсегда закрыл свои двери. Аугусто был последним из двух братьев, скончавшимся в начале 1914 года. Его сын и наследник Альфредо взял на себя управление фирмой и начал долгий процесс передачи коллекции Кастеллани в дар правительству. Желанием Пио и Аугусто было сделать коллекцию доступной для всеобщего обозрения. В 1929 году коллекция была перевезена в Национальный этрусский музей Вилла Джулия в Риме, где она находится и по сей день. Здесь хранится как обширная коллекция древностей, так и современные творения.

К сожалению, к началу XX века спрос на микромозаики начал падать. Новая мода и влияние в ювелирном деле оттеснили потребность и желание в этих миниатюрных украшениях. Движение ар-деко стало модным во всех областях искусства, в том числе и в ювелирном. Оно прославляло современный мир и черпало свою декоративную лексику из геометрии и технологических достижений, особенно в области транспорта. Он не обращался к прошлому и античности, как микромозаика, а наоборот, искал вдохновение в будущем.

К сожалению, спрос на эти изысканные произведения искусства так и не вернулся в моду, а производство новых изделий свелось к изготовлению дешевых сувенирных безделушек низкого качества. Сегодня в Риме по-прежнему работает несколько мозаичников, обладающих большим мастерством и техникой, но, к сожалению, это умирающий вид искусства.

В последние несколько лет наблюдается возрождение интереса к ювелирным изделиям и декоративному искусству XIX и начала XX века. На недавнем аукционе Sotheby's была выставлена исключительно изящная табакерка с микромозаикой начала XIX века, за которую было выручено 170 000 долларов США.

Уровень мастерства и художественного исполнения этой коробочки демонстрирует лучшие образцы микромозаики XIX века. Надеемся, что с появлением новых миниатюрных шедевров микромозаика вновь обретет популярность.

Табакерка с микромозаикой. Авторство принадлежит Филипо Пуглиски, Рим, (панели ок. 1810 г.)
Обратная сторона табакерки с микромозаикой.

Спасибо за внимание.

Все статьи
Caption
Title
Text
Задайте свой вопрос
Наш менеджер свяжется с вами
Еmail
Телефон
Спросите о том, что вас интересует