3 апреля 2020 в 12:07

История огранки: ювелирные техники XVI-XVII веков

Часть 5

  

Нет пределов фантазии, нет границ проникновению разума,
нет пределов технической мощи, побеждающей природу.
Александр Евгеньевич Ферсман

 

 

 Золотая брошь с бриллиантами, конец XVII века, Испания

http://www.adams.ie

Скорость и качество огранки, разнообразие форм напрямую зависят от технического прогресса в ювелирной области. Более глубокое изучение физических свойств и структуры алмазов привело к созданию новых и усовершенствованию старых приемов и методик работы с камнем.

 

В XVI веке в Европе начали применять направленное раскалывание кристаллов с помощью тонкого стального клинка. Предварительно создав тонкий желобок в нужной части алмазного кристалла, мастер помещал в него стальной клинок и с силой ударял по инструменту специальным молотком. В результате камень раскалывался в нужном направлении. Можно было также снимать тонкие пластины драгоценного сырья под небольшим углом к планируемой грани бриллианта (подобный запас необходим, чтобы обеспечить возможность полировки поверхности).

https://www.langantiques.com

Разбивание алмазов на крошечные части, которые впоследствии использовались в гравировке, известно еще из древних исламских текстов: Ahmad ibn Yasuf al Tifaschi отметил эту технику в своей рукописи середины XIII века. Но полноценное использование раскалывания как одной из методик огранки – постсредневековое изобретение. De Boodt упомянул метод в 1600 году, в своем труде «Gemmarum et Lapidum Historia». Возможно, методика была известна ранее в Индии.

 

Изображение из манускрипта XVI века «Kleinodienbuch der Herzogin Anna von Bayern»: бриллиант расположен над крупным рубином

https://media.gucci.com

Подобный вывод можно сделать из записок Тавернье 1665 года, который заметил: «… когда шахтеры видят камень, который превышает установленный размер, они немедленно разрубают его. В раскалывании драгоценных камней они более искусны, чем мы».

http://blogs.univ-poitiers.fr

Прочие техники огранки XVI века были тщательно задокументированы Benvenuto Cellini в его трактате 1568 года  «О ювелирном мастерстве и скульптуре».

 

«Теперь несколько слов об огранке алмазов. Огранка представляет собой изменение камня из его природного состояния в то, что имеет знакомые нам очертания: площадку, грани и вершину. Бриллианты никогда нельзя обрабатывать сами по себе, нужно всегда иметь два одновременно: из-за их невероятной твердости ни один другой камень не может огранить алмаз, только сам алмаз ограняет алмаз. Это вы и делаете, то есть трете один другим, пока не достигните нужной формы. А с помощью алмазной пыли, которая получается в процессе, можно произвести конечную полировку. Для этой цели камни сначала опускают в небольшие оловянные чаши, наполненные алмазной пылью, смешанной с маслом. После чего требующие огранки камни закрепляют в держателе, который фиксирует их для обработки на вращающемся колесе. Колесо, с помощью которого ограняют и полируют алмазы, должно быть толщиной в палец и размером в ладонь, и изготовлено из лучшей закаленной стали. Это колесо крепится к ручной мельнице и поворачивается так быстро, насколько это возможно. От 4 до 6 алмазов можно гранить с помощью колеса одновременно. Нужно с наибольшей силой прижимать алмазы к колесу, тогда собственная пыль будет огранять и полировать их».

 

«Полировка бриллиантов», гравюра, предположительно 1710 год

https://www.langantiques.com

Этот предельно точный и подробный отчет имеет огромное историческое значение для исследователей истории огранки алмазов. Он учит тому, что техника огранки, пусть даже и в весьма примитивной форме, применялась европейцами уже в XVI веке.

 

Свадебное кольцо Екатерины Арагонской, XVI век

https://vignette.wikia.nocookie.net

Нельзя говорить об огранке алмазов без ссылки на труды Тавернье «Шесть путешествий Jean Baptiste Tavernier», который сообщает множество интересных фактов об индийской ювелирной технике XVII века:

 

«Их колесо для огранки подобно нашему, но вращающийся механизм значительно крупнее. Он приводится в движение четырьмя рабочими. Индийцы не согласны с нами в том вопросе, что повышенное давление приводит к трещинам на камне. У них трещины не появляются видимо по той причине, что рядом всегда присутствует маленький мальчик, держащий в руках тоненькую деревянную ложку, которой он при необходимости смазывает колесо маслом с алмазной пылью…

 

Золотое кольцо с бриллиантами и эмалью, предположительно Италия, вторая половина XVI века

https://i.pinimg.com

Сам диск движется не так быстро, как наш, потому как деревянное колесо вращающегося механизма слишком велико (более трех футов в диаметре). Индийцы не могут полировать бриллианты так же хорошо, как это делается в Европе. Я думаю, основная причина здесь в том, что их диски движутся не так равномерно и гладко, как наши. Индийские диски нужно снять с деревянной основы и разместить иначе, чтобы они двигались настолько ровно, насколько это необходимо...

 

Кулон XVII века с бриллиантами

https://a.1stdibscdn.com

Важно также каждые 24 часа обрабатывать наждаком стальные диски для огранки. И даже желательно, чтобы это делали чаще, каждые 12 часов, если мастер не ленив. Потому что, спустя некоторое время ограночный диск в том месте, где к нему прижимают алмаз, становится гладким, как зеркало. И если эту часть диска не сделать снова шероховатой с помощью наждака или напильника, алмазная пыль не сможет прилипнуть к поверхности. Зато после обработки напильником, за один час работы прогресс будет значительнее, чем за два на гладком колесе. Также некоторые алмазы от природы более твердые, чем их собратья, в них имеется некое подобие узелка, как сучок в дереве. Индийские огранщики бессильны перед таким камнем. Хотя наши мастера также в этом случае испытывают сложности, но в целом, способны огранить подобный образец. А вот полировка у индийских мастеров получается более качественной».

 

Европейская полировальная машина, 1770 год

https://www.langantiques.com

Еще одним новым методом, добавленным в арсенал огранщика, стало пиление алмазов. Технология, описанная Laet в его работе 1647 года «Lapidary De gemmis et Lapidibus: libru duo», содержит упоминание о нанесении алмазной пыли, смешанной с маслом на тонкую нить, которой впоследствии и осуществляется пиление камня. Этот невероятная сложная техника использовалась вплоть до XIX столетия.  При этом, конечно, раскалывание считалось более предпочтительным способом, так как произвести его было значительно проще.

  Золотая подвеска с бриллиантами в огранке «роза», XVIII век

https://thumbs.worthpoint.com

За прошедшие века арсенал мастеров огранки обогатился: знания стали глубже, техники искуснее, поэтому, когда возвысила свой голос мода, то ювелиры были готовы – эпоха Барокко украсилась невероятными драгоценными узорами.

  Золотая брошь с бриллиантами, XVI век, Индонезия (Mataram, Lombok). Украшение было захвачено голландской королевской армией в замке Cakranegara в 1894 году и возвращено в Национальный музей Индонезии в 1977

https://preview.redd.it

Продолжение следует…

 

OlyS специально для Lumerie

Все статьи
Caption
Title
Text
Задайте свой вопрос
Наш менеджер свяжется с вами
Еmail
Телефон
Спросите о том, что вас интересует